«ЭН»: Почему активно о земельном вопросе начали говорить именно в этом году, когда Украина намерена вступать в ВТО?
- Земельный вопрос – внутренний вопрос для государства. Единственная потребность для Украины сегодня – это потребность в честных условиях для инвесторов. Но эти нормы диктует даже не вступление в ВТО, а жизненная необходимость. Мы наконец-то вошли в ситуацию, когда местные советы начали понимать, что земля это не только ресурс конкретного человека.
Обеспечить честные условия продажи земли можно на земельных аукционах. В такой ситуации теневых схем становится все меньше. Этот метод, к тому же, сможет показать реальную цену на тот или иной участок, так как не секрет, что наши чиновники не всегда знают реальную цену земли. Иногда ее переоценивают, иногда недооценивают.
У иностранных инвесторов также не будет необходимости придумывать какие-то то схемы для того, чтобы отмывать деньги. Они готовы заплатить их в бюджет и предоставлять цифры в своих финансовых отчетах. Все нуждаются в капитализации, потому что необходимость в этом диктует рынок. Это важно и для украинских компаний. Деловая репутация сегодня ценится не меньше, чем земельные активы.
«ЭН»: Какие-то негативы от продажи земли иностранным инвесторам все-таки имеют место?
- Это глупости. Только постсоветский синдром может рождать какие-то негативы. Негативы могут быть от коррупции, а от прозрачной и открытой продажи земли никаких негативов быть не может, в принципе.
«ЭН»: Совсем недавно абсолютно неизвестная компания «Баски Плюс - 2004» купила участок земли в Киеве почти за 1 млрд. грн. В СМИ прошла информация, что компания принадлежит совладельцу «РосУкрЭнерго» Дмитрию Фирташу?
- Это не негатив от продажи земли на аукционе, а наше неумение нормально организовывать открытые торги. Обычно государство заботиться о том, чтобы на аукционе были представлены фирмы с прозрачной репутацией и выставляет определенные требования к участникам аукциона.
Речь не идет о небольших участках, на которых нет смысла заниматься администрированием и проверять структуру капитала, а о больших участках земли, продажа которых может повлиять на рынок недвижимости и на город в целом. Местной власти нужно как минимум знать собственника. А в ситуации с «Баски Плюс - 2004», я не сомневаюсь, что это русский капитал пришел на рынок. Сколько встречалась с российскими инвесторами, всегда прошу выходить на рынок открыто. Схемы, где реальные владельцы скрываются за какими-то непонятными именами и названиями, как правило, характерны для россиян. |