Некоторая часть металлургических комбинатов принадлежит небезызвестному и на Украине Лакшми Миталлу. Есть в стране и немецкий капитал, и он, по мнению самих поляков, более дружественный, чем индийский.
Пиотр Слаби, директор Перемышльской организации регионального развития, которая занимается поддержкой мелких инвестиционных проектов в приграничной с Украиной территорией, считает, что иностранный капитал нужен Польше: «В первую очередь, это инновационные технологии и незамедлительная интеграция Польши в ЕС. Для нас это сегодня является приоритетной задачей. К тому же, я не считаю, что он создает сильную конкуренцию мелким польским предприятиям, а только ее ужесточает и заставляет их прогрессировать».
Со своей стороны, директор по маркетингу компании В&P Engineering Адам Малек рассказывает, что его компания, которая занимается разработкой технических линий для изготовления соков и консервантов сбывает свою продукции в страны бывшего СССР, в том числе и на Украину: «Рынки сбыта для стран Евросоюза мы тоже ищем. Сейчас изготовляем очистительные линии воды для Вены. И всегда готовы к конструктивному диалогу с европейскими компаниями. Наши услуги должны пользоваться спросом в Европе, поскольку таких компаний как наша, в Европе не так уж и много».
Это предприятие нацелено на украинский рынок весьма серьезно и готово экспортировать свою продукцию во все регионы Украины. К тому же полякам интересны украинцы и в качестве потенциальной рабочей силы и они это не скрывают, отвечая, что дадут возможность работать украинцам на общих с ними условиях. На В&P Engineering украинских работников пока нет.
Поляки же получают довольно низкую по европейским меркам зарплату. Как признался один из работников технического отдела Юзек, он получает 1500 злотых в месяц (около $450). Поэтому многие его соотечественники после вступления Польши в ЕС уехали на заработки в Англию, Ирландию, Норвегию, Швецию. Желающих работать за небольшие деньги в Польше с каждым годом становится все меньше. В стране даже шутят, что раньше в Лондоне правительство было в эмиграции (во время Второй мировой войны), а вот сейчас общество.
Президент фирмы Marmа Марта Пулторак на нехватку рабочей силы не сетует: „Нам нужны специалисты. Это главное. Если это будут украинцы, мы возьмем их на работу. Кадровых проблем у нас нет”.
Компания видит себя на украинском рынке и надеется в скором времени найти своих клиентов, тем более в связи с подготовкой к Евро-2012. Госпожа Пулторак уверена, что предстоящий чемпионат только позитивно повлияет на ее бизнес : „ Мы изготовляем полиэтиленовую продукцию для крупных строительных компаний. Конечно же в связи с масштабным строительством, такие материалы будут пользоваться популярностью. Мы ожидаем больших заказов на упаковочные материалы, в том числе и на Украине. К тому же, проведение крупного европейского чемпионата позволит нам расчитывать на общее улучшение инфраструктуры: дорог, трасс, аэропортов, что тоже весьма для нас выгодно”.
Мариуш Мика, директор по маркетингу и продажам фирмы Polimarky, которая занимается изготовлением труб из искусственных материалов может похвастаться своим неплохим знанием украинского языка. Говорит, что научился разговаривать за неделю, так как языки похожи. Он тоже подсчитывает доходы своей компании от будущего чемпионата Европы по футболу и надеется на улучшение инфраструктуры и уменьшения проблем на границе с Украиной: «Мы ищем рынки сбыта на Востоке, и нам хотелось бы, чтобы граница не мешала нам в этом. Сегодня, это проблема»
Его фирма со 100% польским капиталом не испытывает жесткой конкуренцией со стороны компаний с иностранным: «Многим убыточным польским предприятиям просто необходимо иметь мощную поддержку международных инвесторов. Поляки не всегда могут себе такое позволить, даже после вступления в ЕС. Проблем от этого стало совсем не меньше. Хотя есть исключительно позитивные тенденции – открытые границы».
Польским предприятиям все же не просто конкурировать с компаниями с крупным международным капиталом. Некоторые из них, не выдержав жесткой конкуренции, вынуждены капитулировать перед иностранцами. Пока эта тенденция страшна только для тяжелой промышленности, поскольку заинтересованного в ней национального капитала просто не существует.
Поляки пока инвестируют в легкую промышленность и фермерство. Эти отрасли мало интересуют иностранный капитал, хоты первые успешные примеры инвестирования уже имеют место. В Польше земля свободно продается международным инвесторам и, если фермерский сектор все так же стремительно будет развиваться, можно ожидать заинтересованность в нем иностранцев.
Часть поляков пытаются заработать стартовый капитал в европейских странах, работая не по специальности, а обслуживающим персоналом. Другая часть не выдерживает конкуренции со стороны иностранных инвесторов и вынуждена оставаться в тени, искать рынки сбыта не только в ЕС, а в странах постсоветского пространства. Только малая часть из них может гордиться контрактами с западными компаниями и конкурентоспособностью хотя бы на европейском рынке.
Стеклозавод в Кросно - одно из таких польских предприятий. Конечно, польское стекло еще не настолько популярно в мире, но контракты с Сarlsberg, IKEA и Mark&Spenser позволяют компании рассчитывать на лидирующие позиции даже на мировом рынке. Конкурировать с лидерами рынка помогает и ручная работа по изготовлению хозяйственного стекла, которое очень ценится. К тому же компания создала самый большой в Европе и третий в мире музей хозяйственного стекла, что тоже является неплохой пиар-стратегией.
«Компания экспортирует свою продукцию и в Украину, но пока она не пользуется у вас популярностью. В первую очередь, из-за своей дороговизны, - признается одна из сотрудниц фирмы. - Для нас украинский рынок изучен не до конца».
Хотя Польша уже три года является членом ЕС, но существенных изменений для национальной экономики это не принесло. Поляки счастливо себя чувствуют в других странах Европейского Союза, работая на чужое благополучие. Международные инвесторы постепенно приходят на Восток Евросоюза, но не спешат предлагать высокую оплату труда. Польские же компании хотя и смотрят с надеждой на Запад, но все же свое будущее часто видят на Востоке.
|